TY - JOUR TI - Уроки ЕГЭ как системного проекта T2 - Вопросы образования IS - Вопросы образования KW - ЕГЭ KW - компетентностный подход KW - стандартизированные национальные экзамены KW - контрольно-измерительные материалы KW - рейтинги образовательных систем KW - мониторинги KW - базовые экзамены KW - профильные экзамены AB - Подготовлено по материалам семинара, посвященного юбилею В.А. БолотоваУчастники:Болотов Виктор Александрович — вице-президент Российской академии образования;Ершов Андрей Геннадиевич — директор Федерального института педагогических измерений;Кузьминов Ярослав Иванович — ректор НИУ «Высшая школа экономики»;Ливанов Дмитрий Викторович — министр образования и науки Российской Федерации;Майоров Алексей Николаевич — заместитель проректора НИУ ВШЭ;Положевец Петр Григорьевич — главный редактор «Учительской газеты»;Рачевский Ефим Лазаревич — директор центра образования «Царицыно» № 548 г. Москвы;Татур Александр Олегович — руководитель Московского центра качества образования;Филиппов Владимир Михайлович — ректор Российского университета дружбы народов;Фрумин Исак Давидович — научный руководитель Института развития образования НИУ ВШЭ;Шаулин Валентин Николаевич — начальник управления контроля и оценки качества образования Рособрнадзора.Рассматривается история создания технологии Единого государственного экзамена (ЕГЭ), формирования первой команды разработчиков, а также этапы и принципы проведения эксперимента по внедрению национального тестирования в регионах РФ; называются индикаторы успешности проекта. Подчеркивается, что цель эксперимента — создание технологии, пригодной для применения во всех регионах страны с их разнообразием условий, технологии, которой доверяли бы большинство выпускников и абитуриентов, их родители, большинство вузов и школ. Особое внимание уделено неправомерному использованию результатов ЕГЭ (создание рейтингов школ и образовательных систем муниципалитетов и субъектов Федерации, оценивание эффективности деятельности губернаторов, аттестация педагогов по итогам ЕГЭ).Выделены основные достоинства ЕГЭ и его преимущества перед прежней системой оценки знаний выпускников школ, отмечены упущения, которые были совершены во время разработки и реализации проекта. Обсуждается оправданность затраченного на подготовку и запуск проекта времени.Первоочередными задачами развития ЕГЭ авторы проекта считают совершенствование содержания контрольно-измерительных материалов, усиление ориентации на компетентностный подход, введение дифференциации экзаменов по русскому языку и математике на базовые и профильные, обеспечение информационной безопасности. Отмечается необходимость проведения исследований по изучению роли и места ЕГЭ в оценке работы учителей и эффективности деятельности образовательных учреждений. Обсуждается значение введения ЕГЭ как главной образовательной реформы и как социального проекта новой России. UR - https://archive_vo.hse.ru/2012--3/99471923.html PY - 2012 SP - 165-183 VL -